ОблЦИТ ТВ
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии

Яндекс.Метрика
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее курсором мыши и нажмите Ctrl+Enter...
Новости ОблЦИТ
Сетевые сообщества: точка прорыва
05.11.2019
Сетевые сообщества: точка прорыва

В апреле 2019 года было создано сетевое сообщество учителей русского языка и литературы Новосибирской области. И хотя оно называется «Русский язык», в нем представлены материалы и по литературе и по словесности в целом, с учетом интеграции как этих двух, так и иных дисциплин между собой. Возникшее позже других, сегодня это одно из самых активных по посещаемости сообществ.

Оно включает около 400 человек из самых разных районов города Новосибирска и Новосибирской области. Педагоги активно работают: включаются в конкурсы, мероприятия, инициируют тем для обсуждения, охотно делятся наработками. Все это свидетельствует о востребованности профессионального общения в сети.

Залогом успеха является правильно подобранная команда лидеров сетевого общения, прошедших затем обучение: в апреле-мае 2019 года на базе Областного центра информационных технологий начались первые курсы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы, обучающие работе в сетевом сообществе. На этих курсах проучилось более 100 филологов – педагогических, методических и научных работников. Эти люди составили активное ядро постоянно действующего сообщества.

Сетевые сообщества – инновационная форма творческого взаимодействия людей, занятых одним делом. Стремление к общению в профессиональной среде давно уже породило методические объединения, а развитие информационных технологий позволило перенести деятельность подобных объединений в виртуальную сферу. Сетевое сообщество учителей русского языка и литературы не вытесняет традиционные методические объединения, но дополняет их деятельность, помогает оперативно координировать усилия и обмениваться опытом.

Актуальность сетевых сообществ проявлялась и ранее: несколько лет назад начинали свою работу объединения учителей русского языка и литературы Мошковского района (с 2015-го), Кыштовского района (с 2013-го), Заельцовского района (с 2004-го), Черепановского района, функционировало Городское сообщество учителей русского языка и литературы Новосибирска, имеется Ассоциация учителей русского языка и литературы Новосибирской области.
Однако объединение на региональном уровне – на портале НООС – всех этих локальных инициатив стало точкой прорыва, запуска иного уровня и масштаба профессионального общения. Сетевое профессиональное сообщество, курируемое ОблЦИТом, научными кадрами НИПКиПРО и других образовательных организаций Новосибирска, соединяет потенциал непосредственного взаимодействия педагогов с дополнительными административными, научно-методическими и техническими возможностями.

Факт возникновения и активного освоения сетевого сообщества «Русский язык» свидетельствует о том, что у учителей русского языка и литературы имеется потребность в создании единого информационно-методического пространства с целью обмена опытом, объединения усилий для решения актуальных вопросов современного образования.
При этом есть очевидные перспективы для совершенствования направлений и форм деятельности нашего сообщества. Сегодня основные формы методического обмена в сети – это документы файлового формата (тексты, презентации и под.), то есть пассивно-информационные формы общения. Перспективу же составляет поиск более активных форм взаимодействия: таких, как форумы, блоги, видеопереговоры, создание коллективных проектов, опросы, дискуссионные клубы. Неслучаен и факт, что в конкурсе «Современный мультимедийный урок 2019» приняло участие только 17 учителей русского языка и литературы Новосибирской области, а среди их работ жюри смогло выделить лишь две, в которых помимо презентаций и аудиофайлов использовались настоящие программные средства и действительно интерактивные мультимедийные ресурсы.

Перспективу сетевого общения составляет и то, что предметные сообщества периодически должны вступать между собой в интегративные отношения, то есть периодически включаться в работу межпредметных и метапредметных сообществ – с целью актуализации своего содержания.
Это один из способов повышения эффективности функционирования сообществ, особенно тогда, когда начальная стадия их организации пройдена, и наступает продвинутый этап функционирования. Ведь в современных условиях и у учителя, и у школьника необходимо формировать компетенции познавательного или профессионального типа, так называемые метакомпетенции. Сегодня немногие учителя готовы выйти за рамки своего предмета и осваивать педагогические технологии как таковые, но метапредметная деятельность составляет содержательную перспективу современного педагогического профессионализма.

Для более активного функционирования сетевого сообщества «Русский язык» рассматривается возможность объединения его усилий и деятельности Института повышения квалификации, в частности – в плане проведения курсовой подготовки. Кроме того, при накоплении значительного методического материала возможно проведение дистанционных курсов, семинаров на базе сети. Это полезно как для самих педагогов, так и для повышения уровня организации сети.

Важно, что уже сейчас педагоги имеют возможность получить электронный сертификат о публикации своих (содержательно оригинальных) материалов. В перспективе рассматривается расширение способов проведения через сеть конкурсов профессионального мастерства: на лучшую методическую разработку, на лучший видеоролик с урока, на лучший кейс по русскому языку и др. Подобные материалы конкурсов будут обогащать методическую копилку сообщества и дадут возможность учителю обобщить, представить свой опыт, а всем участникам подобных мероприятий получить подтверждающий сертификат или диплом.


Наталия Викторовна Максимова, модератор сетевого сообщества «Русский язык», доктор филологических наук, профессор НИПКиПРО
Иллюстрация из архива НООС


Возврат к списку